Вера Георгиевна Браткова
Генеральный директор
АНО "Международный центр передового опыта в области устойчивого управления природными ресурсами"
Закончила Тюменский индустриальный институт им. Ленинского комсомола в 1987 г. по специальности «Инженер-геолог нефтяной и газовой промышленности».
За 18 лет (1987 – 2005 гг.) в добывающей компании ОАО «Варьеганнефтегаз» прошла путь от специалиста до Главного геолога организации.
В период с 2005 по 2013 гг. работала в научно-технических центрах на руководящих позициях: от начальника отдела геологоразведочных работ, до заместителя генерального директора по организационному развитию (ТННЦ ТНК-ВР) и руководителя Тюменского подразделения (НТЦ Газпромнефть).
В период с 2014 по июнь 2022 гг. руководила методологическим и аналитическим направлением ФБУ «ГКЗ», а также с 2018 г. – возглавила блок углеводородного сырья в качестве заместителя генерального директора ФБУ «ГКЗ».
С июня 2022 г. – Генеральный директор Международного центра передового опыта в области устойчивого управления природными ресурсами (АНО «МЦПО»).
Формирование системы суверенного аудита запасов полезных ископаемых
Экономический потенциал и инвестиционная привлекательность национальных недр напрямую зависит от применяемой в стране системы оценки запасов полезных ископаемых.
На сегодняшний день в России параллельно существуют две системы оценки запасов полезных ископаемых: одна для целей государственного регулирования процессов освоения минерально-сырьевой базы по российской классификации запасов, вторая – для финансовых организаций, инвесторов и недропользователей, позволяющая оценить стоимость добывающих активов по международным (западным) классификациям (для углеводородов – PRMS и SEC; для твердых полезных ископаемых – CRISCO).
Аудит запасов полезных ископаемых в России, как и во многих странах Мира, выполняется силами западных аудиторских компаний, что ставит реализацию потенциала российской добывающей отрасли в критическую зависимость от западной системы оценки запасов при решении финансовых задач и на фоне усиления санкционной политики, проводимой в отношении Российской Федерации западными странами, угрожает безопасности государства.
При этом с 2009 года Организацией Объединенных Наций введена в действие международная Рамочная классификация ресурсов (РКООН), обладающая универсальным характером, и позволяющая гармонизироваться с любыми национальными классификациями запасов, обеспечивая как разнообразие, так и единство мировых подходов к оценке запасов минерально-сырьевой базы.
Таким образом, исключение зависимости от западной оценки запасов требует создания собственной системы аудита запасов полезных ископаемых для обеспечения устойчивого инвестиционного климата в добывающей отрасли Российской Федерации на основе отечественной классификации запасов и Связующего документа с Рамочной классификацией ресурсов ООН (далее - РКООН) при условии формирования российского института экспертов (компетентных лиц), признаваемых отечественными и международными финансовыми институтами, организации национального аудита запасов, а также внедрения практики принятия российскими банками аудиторской отчетности о запасах полезных ископаемых, подготовленной только аккредитованными в России аудиторами по запасам, как части обязательных правил Центрального Банка РФ. Это обеспечит условия для полноценного транзита функции оценки стоимости добывающих активов от западных аудиторов к российским при соблюдении интересов бизнеса в привлечении частных инвестиций и сохранении интересов государства по рациональному и наиболее полному извлечению полезных ископаемых из недр.